Почему бизнес Google не растет так быстро, как раньше

5-05-2014

Интернет-компания Google в тупике. Что бы она ни делала, какими революционными проектами ни занималась бы, ее бизнес по размеру выручки и прибыли все равно не растет. Эксперты говорят, что у Google кризис идентичности: компания хочет казаться лидером инноваций, но доходы ей приносит почти исключительно торговля контекстной рекламой. 

Сегодня главный разработчик и руководитель соцсети Google+ Вик Гундотра покинул интернет-гиганта. Его прощальное письмо [1] получилось очень эмоциональным. Менеджер вспомнил о трагической смерти дяди своей жены: того сбил грузовик, когда он катался не велосипеде. Свояк Гундотры постоянно любил повторять «А что дальше?». И к менеджеру Google+, который также стал повторять про себя эти слова, пришло осознание того, что ему пора уходить из компании, в которой он проработал восемь лет, чтобы начать «новую страницу» своей жизни. 

Социальную сеть в Google+ многие менеджеры, по утверждениям журналистов, уже называют «ходячим мертвецом». Правда в том, что ввиду наличия на рынке Facebook и Twitter, социальный проект интернет-гиганта оказался «третьим лишиним». Ходят слухи, что Google собирается «убить» этот убыточный проект. 

Строго говоря, удачных с точки зрения коммерческих показателей проектов у Google кроме поисковой системы и сети рекламных объявлений AdWords почти нет. Хотя, конечно, удачным является проект Android. Несколько месяцев назад Google покинул один из «отцов-основателей» Android Хьюго Барра. 

Конечно, говорить о том, что крупнейшая интернет-компания планеты терпит бедствие, было бы преждевременным. Но определенные проблемы есть. Несколько дней назад Google опубликовала результаты своей деятельности в первом квартале 2014 года. Квартальная выручка выросла на 22%, чистая прибыль  -  3,45 млрд. долл. (в прошлом году - 3,35 млрд.). Инвесторы накануне опубликования отчета ожидали большего. Результат: компании упали в цене на 5%. Это можно считать провалом. 

Инвесторов, в общем, раздражают две вещи. Во-первых, квартальные операционные затраты Google за год выросли сразу на 29%. Компания активно вкладывает деньги в новые направления бизнеса: разработку беспилотных автомобилей и летательных аппаратов, носимых вычислительных устройств и т.д. Но от этих проектов, существующих не первый год, пока нет никакой отдачи. Плюс ко всему, Google, кажется, совсем запуталась и не имеет четкой стратегии развития бизнеса. «Любой небольшой промах Google может плохо сказаться на котировках ее акций», - говорит  Юсефф Сквали, аналитик из Cantor Fitzgerald.

Издание Business Insider пишет [2], что инвесторы теперь почти  ненавидят Google. Причина банальна: практически все свои доходы корпорация получает от одного источника - контекстной рекламы. По мере того, как интернет-пространство у традиционного веба отбирают социальные сети, эта  основа бизнеса может зашататься в любой момент. 

Кроме того, бизнес Google растет совсем не так, как принято в интернет-индустрии. Здесь определяющее значение имеют не столько финансовые показатели, сколько данные о лояльной аудитории. А она уже почти  не растет: на традиционных развитых рынках количество интернет-пользователей практически не увеличивается  ввиду и без того высокого уровня проникновения интернет-услуг. Аналитики из компании Asymco объясняют : Google исчерпала возможности для роста в связи с тем, что население планеты растет медленно, как и  интернет-аудитория. Возможностей для роста по экспоненте, как это было до сих пор, у Google не осталось. Ей нужно придумывать новые рынки, но пока это получается у нее откровенно слабо. 

В настоящее время компания обрабатывает около 80% всех поисковых запросов, сотни миллионов людей используют ее самые популярные сервисы - Gmail и YouTube. Все шло хорошо до тех пор, пока количество пользователей Интернета во всем мире увеличивалось. Но сегодня  он сильно замедлился. Некоторые аналитики даже полагают, что этот  рост остановится  уже в 2016 году: уровень проникновения глобальной Сети составит 50%, после чего возможности для относительно быстрого увеличения доходов при сохранении старой стратегии для Google будут исчерпаны. 

А хуже всего то, что американская интернет-компания ушла с китайского интернет-рынка. И вернуться на него, кажется, уже не сможет. А меж тем КНР - едва ли не единственная крупная страна, где количество интернет-пользователей все еще прибывает. 

Есть и другие проблемы. Зарабатывать на контекстной рекламе интернет-гиганту становится все сложнее: стоимость одного клика по рекламному сообщению снижается. Связано это, в первую очередь, с развитием мобильных устройств. Казалось бы, чего переживать Google, у которой есть Android? Но правда в том, что никакой существенной пользы от этой операционной системы для самой Google нет. Наоборот, пользователи смартфонов все реже пользуются браузерами, и все чаще собственными нативными мобильными приложениями. А самые популярные интернет-сервисы - вроде Amazon и Facebook - создают свои  внутренние инструменты для поиска. Пользователи смартфонов все чаще используют не «открытый веб», где доминирует Google, а узкие экосистемы - той же Facebook, например. И влияние интернет-гиганта на них не распространяется. 

Источник: Константин Шиян, независимый журналист, для CRN/RE

 
На главную
 

 
Все новости

 

MEz1710 2013